Ополев В. Ф. Тогда мы были молоды. Воспоминания первостроителя Петропавловского морского торгового порта
В октябре 1943 года нас, пятьдесят человек из гаубичного артиллерийского полка артиллерии главного командования, привели к основанию сопки и дали задание начать землеройные работы. Рабочих тогда еще не было, все началось с нас, военнослужащих и заключенных. Где сейчас находится морвокзал, стоял деревянный причал на сваях, надо было продолжить его строительство.
Ряжи для этого на мысе Сигнальном рубила бригада Молявина, переправляла их сюда, а мы их возводили между сваями. Моя задача была показывать людям, куда равномерно грузить грунт. Там я проработал до затопления ряжей и начала сооружения настила из сорокамиллиметровых досок, потом меня перевели на откос. Это где сейчас находится улица Красноармейская, тогда там была высокая сопка, ее взрывали, и грунт шел на отсыпку причалов. Основной инструмент — кирка, лопата и тачка. Здесь тоже долго не задержался — через два месяца поставили помощником прораба на мысе Сигнальном. Моя задача — подготовка шпунта для забивки его в грунт, а когда мастер участка Галина Константиновна, фамилии уже не помню, ушла в декретный отпуск, перевели на шестой пассажирский причал. На его месте сейчас находится десятый причал. Затем вновь бил шпунты на Сигнальном, но вновь недолго — перевели на гидротехнический участок. С 1944 года по 1947 год был диспетчером гаража. В то время к нам поступило пятьдесят "студебеккеров", четыре "Форда" и несколько тракторов "Алигармес". С приходом техники работа пошла быстрее.
Строительство порта было под контролем правительства. В 1943 году к нам приезжал представитель Государственного комитета обороны известный полярник Иван Дмитриевич Папанин, который интересовался работой и бытом строителей.
После забивки морских и береговых свай земснаряд "Зея" начал намывать грунт, и в 1954 году на первый отстроенный причал пришел пароход "Двина". На его борту была мука. Грузить ее пришлось под тенты — складских помещений еще не было. Грузчиков своих в порту тоже еще не было, их пришлось пригласить из рыбного порта. Многие из них остались у нас работать.
Потом стали поступать техника, продовольствие. Пароход "Старый большевик" доставлял к нам паровозы, мы их переправляли на материк.
В 1944 году пришел в разобранном виде первый плавкран "Вилей", его собирал монтажный участок. Плавкран и по сей день исправно служит.
Публикуется по газете "Моряк Камчатки"
(1993. — 14 окт.).