Борисов В. И. Случай на юго-западной Камчатке
9 февраля 1904 года у корейского порта Чемульпо произошел бой между русским крейсером "Варяг", канонерской лодкой "Кореец" и японской эскадрой в составе 15 вымпелов, где ударной силой были 6 крейсеров, среди них был и крейсер "Ниитака" ("Нийтака").
Взаимоотношения двух соседних государств, России и Японии, всегда складывались не просто. Достаточно вспомнить конфликт на Сахалине в начале XIX в., когда русские морские офицеры Хвостов и Давыдов сожгли японские постройки на острове, пленение японцами русского мореплавателя В. Головнина, территориальные проблемы на Сахалине, Курилах, русско-японскую войну 19041905 годов, военные конфликты в 1930-х годах и дальнейшие события.
В 1920 году японские войска находились на территории России вдоль железной дороги от Владивостока до Читы. В этих условиях центральное Российское правительство приняло решение об образовании на Дальнем Востоке буферного государства — Дальневосточной Республики (ДВР). Камчатка в этих условиях оставалась в составе РСФСР.
Тем не менее японские военные корабли осуществляли контроль за политической ситуацией на полуострове, готовые в любой момент выполнить приказ из Токио. Надо учитывать, что в 19201922 годах одним из важнейших источников обеспечения продуктами питания населения островной Японии была камчатская рыба. Об уровне присутствия на Камчатке наглядно говорит число арендованных японцами рыболовных участков в охотско-камчатских водах: 1919 год — 227, 1920 год — 237, 1921 год — 213. В 1922 году из 426 морских участков 400 принадлежали японцам.
Крейсер "Ниитака" совместно с другим крейсером — "Кошу-Мару", а также 9-м отрядом миноносцев находился в территориальных водах России. В это время на Камчатке практически не было вооруженных сил. За исключением небольшой воинской команды, находящейся в Петропавловске.
В июне 1920 года капитан 2-го ранга Хара заявил руководству области, что военные корабли "прибыли на Камчатку с единственной целью охраны рыбалок и японских поданных, проживающих на территории Камчатской области. Поэтому, если со стороны русских властей и населения Камчатки не будет никакого посягательства на жизнь и имущество японских подданных... то со стороны военных властей японского правительства не будет принято против русских граждан никаких мер, нарушающих мирное течение жизни".
12 июля 1920 года в Петропавловск на смену транспорту "Кошу" прибывает крейсер "Ниитака" под командой капитана 1-го ранга Ариты. Арита во главе японской военной делегации посетил облисполком, где подтвердил сказанное ранее капитаном Хара.
Надо отметить, что население отдельных селений давало повод к таким заявлениям японцев. Так, в период "революционного хаоса" в зиму 1919/20 года в устье реки Камчатки был успешно разграблен один из японских заводов. Причем, когда началось расследование по этому делу, оказалось, что в селе в это время было всего два-три немощных старика, а остальные мужчины были в "хребтах" на соболиной охоте, но с завода было вынесено все, что можно вынести и вывезти!
В сентябре 1921 года в адрес областного комитета пришла телеграмма из Усть-Камчатска, в которой, в частности, говорилось: "В Усть-Камчатске в последнее время происходят грабежи и драки, категорически просим областной комитет воздействовать на Демби (рыбопромышленника. — В. Б.) в вывозе на зиму всех сезонных рабочих, в противном случае не ручаемся за целость имущества рыбопромышленных фирм".
Свое отношение в период гражданского конфликта было проявлено японскими военными 8 июня 1922 года, когда партизаны предприняли попытку открытого наступления на город. С военных японских судов, стоящих на рейде Авачинской бухты, был высажен десант. Учитывая явное численное и огневое превосходство, опасаясь конфликта с иностранным государством и вытекающих из этого последствий, нападающие вынуждены были отступить в сопки.
Памятник японским морякам, |
"Камчатский листок" сообщал: 12 августа японский крейсер "Ниитака" ушел на западное побережье. А уже в конце августа на Камчатку пришло трагическое известие. В этой же газете от 3 сентября в разделе "Хроника" сообщалось: "Пронесшимся 25 августа сильным ураганом, как нам сообщают, снесло много построек на рыбалках Западного побережья, в Охотском море погибло свыше 12 японских шхун".
26 августа 1922 года вошло в историю военно-морского флота Японии как один из трагических дней. Ничто не предвещало беды, дни стояли ясные, какие бывают на Камчатке в конце августа сентябре. Командование крейсера приняло решение устроить отдых для экипажа: после многодневного плавания сойти на берег и посетить камчадальскую деревню Явино, которая 18 лет назад была объявлена известным в Японии потомком самурая Сечу Гундзи землей Микадо. Правда, воинственный командир после нескольких дней пребывания на чужой земле попал в плен. И на этом все его подвиги и закончились.
Небольшая часть команды крейсера во главе с капитаном корабля на шлюпках высадилась на берег. На борту осталась другая часть экипажа. Во второй половине дня с моря подул бриз, постепенно переросший в сильный штормовой ветер. Волны с каждым часом становились все выше и выше. На западное побережье пришел первый осенний циклон. Крейсер развернуло лагом к берегу. Оставшийся на борту экипаж не смог правильно организовать работу в этой ситуации. Корабль стал принимать угрожающий крен и перевернулся вверх килем. Несколько дней из корпуса судна раздавались удары. Люди просили о помощи, но помощи прийти было неоткуда. Люди, находившиеся внутри корпуса, погибли. По неподтвержденным источникам, капитан "Ниитаки" сделал себе харакири.
По "Обзору Камчатской губернии по данным Камчатского Губревкома. Камчатка в 1923 г.", численность экипажа составляла "свыше трехсот человек, из которых спаслось только 19 человек".
15 сентября на транспорте "Нозима" прошло прощание с моряками, а 17 сентября "Нозима" ушел в Японию, увозя на своем борту останки 36 японских моряков и 6 спасшихся.
Осенний период в Охотском море неспокойное время. Очень редко выпадают ясные дни, обычное состояние моря — волнение силой 35 баллов. Осенью начинается период постоянных штормов. В этих условиях проводить спасательные работы, видимо, не было возможности. Только в 20-х числах мая 1923 года в Петропавловск прибыла эскадра японских кораблей в составе транспорта "Канто" (капитан 1-го ранга Найта) и трех миноносцев (командир дивизиона капитан 2-го ранга Ивамура).
Цель прибытия военных судов — демонстрация силы новой советской администрации полуострова, официально суда прибыли для контроля за японскими рыбалками, разбросанными по обоим побережьям Камчатки. Задача транспорта состояла в попытке организации работ по извлечению тел погибших моряков из корпуса крейсера "Ниитака".
В 1923 году экипажами эскадры был установлен бетонный памятник погибшим. Но прошло много лет, и сегодня памятник значительно поврежден.
1997 год.
Немного об авторе. Виктор Ианович Борисов родился в поселке Усть-Камчатске в 1959 году. Окончил Камчатский педагогический институт по специальности "История". Длительное время занимается исследованиями особннностей исторического процесса в долине реки Камчатки. Собрал и систематизировал большой материал по истории расположенных там населенных пунктов, хозяйственно-бытовой деятельности их жителей. Является составителем нескольких изданий по истории полуострова, а также инициатором издания двух книг шведских путешественников, посетивших Камчатку. Председатель Общественного фонда изучения Камчатки и развития коренного малочисленного населения полуострова.
Публикуется по сборнику В. И. Борисова "Пойдем ныне по своему Отечеству" № 3
(Петропавловск-Камчатский, 2005)
Фотография к статье добавлена авторами сайта.