Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

Семенов В. А. История "Корчагинца" (продолжение)

16 февраля 2007 года Алексей Васильевич Авдашкин, мой бывший коллега по отделу модернизации флота Камчатского филиала Центрального проектно-конструкторского бюро (ЦПКТБ) ВРПО "Дальрыба" (см. статью "История проектирования и строительства агиттеплохода «Корчагинец»"), принес мне фотографии и газетные вырезки, которые существенно дополняют вышеуказанную статью.

Перед вами групповая фотография почти всех участников проектирования агиттеплохода "Корчагинец". В руках у многих из них — Почетные грамоты. Снимок сделан в Красном уголке ЦПКТБ, располагавшемся тогда в подвале здания по ул. Ключевская, 56 Петропавловска-Камчатского, перед отъездом командированных специалистов, присланных в помощь камчатским проектировщикам.

Группа конструкторов и проектировщиков, участвовавших в проектировании и строительстве агиттеплохода "Корчагинец". Март 1981 года

Группа конструкторов и проектировщиков, участвовавших в проектировании
и строительстве агиттеплохода "Корчагинец"
Март 1981 года

Стоят: 1. Приходько Сергей Васильевич. 2. Боровиков Дмитрий Григорьевич.
3. Ушакевич Анатолий Александрович. 4. Гринь Юрий Николаевич. 5. Антонов Юрий Олегович.
6. Кретов Александр Владимирович. 7. Бурула Геннадий Васильевич. 8. Халецкий Александр Дмитриевич.
9. Бондаренко Юрий Николаевич. 12. Филиппов Александр Александрович. 15. Авдашкин Алексей Васильевич.
16. Сорокин Виктор Петрович. 18. Семенов Владимир Аркадьевич. 20. Шульмин Александр Ильич.
22. Подоспеев Олег Степанович.
Сидят: 23. Удотова Юлия Васильевна. 31. Гузь Иван Иванович.
33. Иванов Кирилл. 35. Давыдова Елена Владимировна. 37. Дмитриева Людмила Николаевна.
39. Крылова Татьяна Владимировна. 40. Бакалейникова Ирина Вениаминовна

"Корчагинец" на ходовых испытаниях. Апрель 1981 года

"Корчагинец" на ходовых испытаниях
Апрель 1981 года

После митинга, посвященного сдаче "Корчагинца". Сотрудники Камчатского филиала ЦПКТБ ВРПО "Дальрыба"

После митинга, посвященного сдаче "Корчагинца".
Сотрудники Камчатского филиала ЦПКТБ ВРПО "Дальрыба"
Слева направо: Боровиков Д. Г., конструктор; Шульмин А. И., главный конструктор;
Александрова В. Н., конструктор; Бурула Г. В., конструктор; Гузь И. И., директор;
Семенов В. А., конструктор; Авдашкин А. В., зав. сектором; неизвестная.
Апрель 1981 года

После митинга, посвященного сдаче "Корчагинца"

После митинга, посвященного сдаче "Корчагинца"
Слева направо: неизвестный; Воликов О., капитан "Корчагинца"; Бацын Г. С., строитель СРВ;
Кирей В. Т., строитель СРВ; неизвестный; Боровиков Д. Г., конструктор ЦПКТБ;
Райцын Е. Б., главный строитель СРВ; Авдашкин А. В., зав. сектором ЦПКТБ;
Шульмин А. И., главный конструктор ЦПКТБ
Апрель 1981 года

И, наконец, привожу статью Владимира Науменкова, опубликованную в газете "Камчатская правда" в начале апреля 1981 года:

Первый помощник капитана теплохода "Корчагинец" Виталий Григорьевич Костин получал спортивную экипировку, культинвентарь. Долго перебирал темно-красные альбомы большого формата.

— Доброе дело для рыбаков начинаем, его и в хорошую книгу заносить надо, — пояснял Костин Галине Сергеевне Володиной, старшему бухгалтеру базкома Океанрыбфлота, которую несколько смутила разборчивость помполита.

— А волейбольная сетка зачем?

— В волейбол играть!

— Тогда и баскетбольные кольца получай, — уже в шутку сказала Володина, а потом добавила: — Что это, Виталий, у тебя за пароход такой? Столько разговоров о нем, хоть показал бы.

— Баскетбольные кольца, Галина Сергеевна, нам не надо. Их на заводе поставили. А на пароход милости прошу.

"Корчагинец" оказался очень "непривычным" не только для женского глаза, но и для представителей Регистра, которых не только функциональные обязанности, а просто человеческий интерес останавливал у каждого устройства. И Галина Сергеевна тоже задерживалась в красивых, просторных залах и помещениях, с различной современной аппаратурой и с большими зеркалами...

Пройдемся и мы по судну.

На "Корчагинце" я был в конце февраля. Тогда в надстройках, трюмах и на палубе шла сварка. По пароходу трудно было передвигаться: везде громоздились трубы, пиловочник, механизмы. Судоремонтники делали все, что могли. Но многих материалов не хватало, многие детали и устройства не подходили. Проектировщики и верфь подобное переоборудование осуществляли впервые. Казалось, что работам и всяким накладкам конца не будет. Но люди одержали победу, да еще в такие сжатые сроки — БМРТ "Каргополь" встал на верфь в середине августа. Специалисты же считали, что для выполнения всего объема работ требовалось больше года.

Сейчас трудно даже назвать не только предприятия, но и города, которые были причастны к созданию агитационно-пропагандистского судна. Недаром в плакате, выпущенном Камчатским обкомом комсомола, есть такие слова: "Вся страна строит “Корчагинец”". Здесь же и карта с названиями городов, поставивших оборудование для судна: Ленинград, Николаев, Москва, Харьков, Новосибирск, Владивосток и еще 17 городов страны.

В проектировании перестройки судна принимали участие организации из Клайпеды и Владивостока, с Сахалина. Проектные работы и авторский надзор велись под руководством Камчатского филиала ЦПКТБ. Наибольший вклад при этом внесли А. И. Шульмин (главный конструктор проекта), конструкторы А. В. Авдашкин, В. А. Семенов, В. Волошин, Ю. Н. Бондаренко. Г. В. Бурула. Судно переоборудовалось на верфи под руководством главного строителя Е. Б. Райцына и его помощников Г. С. Бацына и В. Т. Кирея. Работы непосредственно выполняли многие цехи и бригады верфи, в том числе В. И. Телепни, Е. А. Кабзистова, П. А. Павлова. Большую помощь оказал ЦК ВЛКСМ, который направил на судоверфь инженеров и конструкторов из Москвы — С. Д. Меркушкина, А. Н. Юдина, В. В. Бегунца.

Первое, с чем встретятся рыбаки, поднявшись на борт "Корчагинца", — это информационный центр. Здесь гостям расскажут, что они смогут увидеть и услышать (концерты, кинофильмы, видеозаписи, лекции). Любители литературы смогут приобрести книги в киоске или познакомиться с периодикой в уютном читальном зале. Необходимую консультацию и практическую помощь получат комсомольские активисты и пропагандисты в кабинете комсомольской работы. Для спортсменов — отличный спортивный зал. В выставочном зале можно познакомиться с произведениями живописи, графики... Зал игровых автоматов, кабинет аутогенной тренировки, кабинет звукозаписи, открытая эстрада, почтовое отделение… Все функциональные помещения оснащены специальным оборудованием, пропагандистскими и методическими материалами, литературой. Управление всеми действиями технических приборов и устройств будет осуществляться из телерадиокомплекса, который, как сказал его начальник Виктор Андреевич Русаков, оборудован по последнему слову техники.

Теперь об экипаже "Корчагинца". Кроме команды (54 человека), в него еще входят 14 штатных агитационно-пропагандистских работников во главе с руководителем судна Николаем Владимировичем Жвайкиным. Один из его заместителей будет находиться в Москве для формирования пропагандистско-художественных групп. Каждая такая группа, состоящая из 25–35 человек (деятели литературы, культуры и искусства, ученые, спортсмены, ветераны войны и труда), будет выходить на "Корчагинце" в промысловые экспедиции. Продолжительность каждого рейса — около месяца.

— Сейчас практически "Корчагинец" готов выйти в свой первый рейс, — сказал капитан теплохода Александр Ефимович Усольцев. — Экипаж полностью укомплектован. С получением различных грузов, материалов, необходимых для рейса, выйдем в море.

Доброго пути тебе, "Кочагинец".

 

ОТ АВТОРА. Многих людей, фотографировавшихся вместе с нами, уже и не вспомнить. Я обращаюсь к тем, кто узнал себя или кого-либо из своих знакомых на вышеприведенных снимках. Напишите на e-mail. Мы с радостью внесем дополнения в статью.

 

В. А. Семенов
Февраль 2007 г.
Публикуется впервые.