Эвены — от кочевой жизни к современности (экология выживания). Библиографический указатель литературы (составитель Н. П. Сычева) - Предисловие составителя
Содержание материала
Предисловие составителя
Эвены — тунгусо-маньчжурский народ, традиционно проживающий в районах Магаданской области, в Охотском районе Хабаровского края, северо-восточных районах Якутии (Саха) и на Камчатке — в Пенжинском и Быстринском районах. На Камчатку переселились они к середине ХIХ в.
История их расселения по такой обширной территории представляет несомненный интерес, тем более что разбросанные на значительном расстоянии друг от друга немногочисленные общины сумели на протяжении полутора столетий сохранить многое из своей материальной и духовной культуры.
Перечень литературы по истории, этнографии и культуре эвенов может служить пособием для всех интересующихся вопросами выживания народов Севера. При работе с ним следует обратить особое внимание на глубокие и обширные исследовательские работы ученых-этнографов Я. Линденау (XVIII в.), В. Богораза (XIX в.), А. Гурвича, У. Поповой (советский период). Работы подвижников-просветителей первых лет советской власти Е. Орловой и М. Антропова являются чуть ли не единственными источниками по истории и этнографии быстринских эвенов довоенного периода.
Составитель также выражает надежду, что данный указатель поможет всем заинтересованным, неравнодушным людям, пропустившим через свое сердце боль и судьбу этого "малого" народа, возродить трепетно-бережное отношение к природе, высочайшую честность и деликатность, веселый и светлый характер, трудолюбие, юмор, самобытную культуру и народное искусство. Слова известного собирателя эвенских сказок К. С. Черканова убедительно подтверждают эту возможность: "Кочевые народы жили в полной гармонии с природой, не нанося ей непоправимого вреда. Они брали ровно столько, чтобы не повредить самовоспроизводству. И в суровых условиях создали своеобразные методы жизнеобеспечения, рациональные приемы ведения хозяйства. С позиций сегодняшнего дня это уникальный уровень культуры, и в первую очередь — экологической. Как и все люди, кочевники всегда живо воспринимали все новое, прогрессивное, ведущее к осуществлению вечно живого желания достичь лучшего в своей жизни".
Литература, предлагаемая читателю, в указателе сформирована в три основных раздела: "Общие работы", "Этническая история эвенов", "Традиционная и современная культура эвенов".
В первый раздел вошли материалы, которые отражают современное состояние социально-экономических и национальных проблем малочисленного северного народа и предлагают конкретные способы их разрешения. Раздел "Этническая история эвенов" включает два подраздела: первый представляет хронологию этнографических исследований русских ученых и путешественников в XVIII–ХХ столетиях; второй — литературу по истории эвенов-быстринцев в период формирования административной единицы "Быстринский национальный район". В разделе "Традиционная и современная культура эвенов" используется логическое расположение литературы — от общих работ к более частным вопросам, а также проблемно-тематическое.
Указатель не претендует на максимальную полноту, тем не менее в него вошли все выявленные источники. К сожалению, многие из них составители не имели возможности просмотреть de visu — отсюда ряд неточностей в библиографическом описании.