Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

Поротов Георгий Германович (биография)

Поротов Георгий Германович. 1975 год. Фото В. Т. Кравченко

В. Т. Кравченко. Краткая биография Г. Г. Поротова

Поротов Георгий Германович [3.05.1929, г. Елизово Камчатской области — 1.07.1985, г. Петропавловск-Камчатский] — писатель, поэт, музыкант, фольклорист.

Детство и юность прошли в селе Мильково, на Камчатке. С 1944 года до поступления в 1953 году в Хабаровскую краевую культпросветшколу (город Биробиджан) был землепашцем, пастухом, молотобойцем в кузнице, вел бухгалтерские книги в колхозе имени Сталина. После четырех лет учебы с дипломом методиста-организатора клубной работы вернулся в Мильково. Здесь работал заведующим клубом, затем — художественным руководителем и директором районного Дома культуры. С 1959 года пять лет руководил Корякским окружным Домом народного творчества в Палане. В 1964 году вернулся в Мильково, на работу заведующим районным отделом культуры. Здесь за вклад в развитие народного искусства он получил свою первую награду — орден Трудового Красного Знамени.

В должности методиста-культпросветчика Поротов объехал весь полуостров и в полной мере ощутил силу, красоту северной суровой природы и необыкновенную талантливость коренных жителей Камчатки.

Георгий Германович исчислял свой литературный стаж с 1957 года, когда написал стихотворение "Друзья, на фестиваль". Первый поэтический сборник "Ое" увидел свет в 1967 году. Цикл стихов об Ое полностью основан на фольклорных мотивах. За него Г. Поротов получил областную литературную премию имени Камчатского комсомола. Следом за "Ое" появились пьесы по ительменским мотивам "Корел", "Кутха и мыши", "Эльвель". Они сразу ушли в путешествие по клубам Камчатки. В областном драматическом театре по пьесе Поротова "Веселый Акан" был поставлен спектакль для детей "Потерянный праздник". После поездок по национальным селам и звеньям оленеводов появились книжки, написанные совместно с корякским поэтом В. Коянто: "Песни Алнея" (1969), "В стране Кутхи" (1969), "Дарю тебе песню" (1970). В 1972 году вышел сборник "Акиках, Ачичух, Абабах", куда вошли два старинных предания, эскизы к исторической поэме "Федька Дранка", современные сказы.

В 1975 году в издательстве "Современник" вышла книга "Песни страны Уйкоаль", включившая в себя первые прозаические опыты Поротова. В 1977 году Поротов участвовал в работе Первого Всероссийского семинара литераторов народностей Севера и Дальнего Востока, где критики отметили глубокую народность писателя и его щедрую самобытную талантливость. На новом творческом этапе, в конце 1970-х начале 1980-х годов, у писателя родились три книги исторической прозы "На околице Руси". В них писатель исследует преломление новой народной власти в психологии быта мильковских камчадалов. Роман "Камчадалы" посвящен обороне Камчатки в период русско-японской войны 1904–1905 годов. Роман не закончен. Автор успел написать только четыре главы.

Разносторонность таланта Г. Поротова принесла ему всенародную известность. Он был прекрасным музыкантом, танцором, лектором, режиссером, одаренным педагогом. Он был добрым учителем для молодого корякского литератора М. Попова, ительменской поэтессы Н. Суздаловой, прозаика Н. Селивановой. Он стоял у истоков создания национальных ансамблей "Мэнго", "Эльвель", "Нургэнэк" и других.

К сожалению, Георгий Германович рано ушел из жизни. Часть его произведений были не напечатаны, часть не закончены. Уже после кончины поэта увидели свет поэтические сборники "Ветер жизни" (1986), "Стихотворения и поэмы" (1990), неоконченный роман "Камчадалы" (1994), двухтомник "Сочинения" (2003), в котором заметную долю составляют ранее не опубликованные поэмы, пьесы, стихотворения, ноты.

Г. Г. Поротов Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского.

Данью памяти поэту стали скромная улица в селе Мильково, названная его именем, мемориальная доска, установленная в Петропавловске на доме, где он проживал с семьей. В 1991 году Фондом компенсации (в пользу народов Севера) учреждена литературная премия имени Г. Г. Поротова. Ее лауреатами в 1991–2004 годах стали К. С. Черканов, К. В. Килпалин, И. Н. Тапанан, К. Н. Халоймова, В. В. Коянто (Косыгин), Н. Д. Суздалова, И. Т. Симаков, Е. А. Егоров, Е. И. Сигарев, В. П. Кудлин, Р. А. Коренев, Ю. А. Алотов, В. Т. Кравченко, Е. А. Коптев, Е. В. Рыбаченко, а также коллектив камчатского радио (ГТРК "Камчатка"). Регулярно проводятся Поротовские литературные чтения. В портретной галерее выдающихся личностей полуострова "Скрижали Камчатки" представлен портрет Г. Поротова. Так чтят современники поэта, который говорил о себе: "Пусть считают меня ительмены — ительменским поэтом, коряки — корякским. Главное счастье в творчестве — быть принятым народом и сердцем служить ему".

 

В. Т. Кравченко.
Материал подготовлен в 2006 году
для будущей энциклопедии "Культура Камчатки".

 

Н. Н. Селиванова. "Я шел по мильковской дороге..."

Поротов Георгий ГермановичВ Мильково обещали тридцать градусов. И участники первых Поротовских чтений готовились к этой морозной "купели" с опаской, волнуясь за исход мероприятия. Но вот первые мильковские владения — село Пущино, и наши души наполнились теплом. Праздничный номер районной газеты "Знамя труда", который в Пущино нам вручил ее редактор В. Овчинников, сообщал: "В Мильково, по решению сельского Совета, появилась улица имени Поротова, долина готовилась к чествованию земляка, гостей из Петропавловска-Камчатского ждут со всем камчадальским гостеприимством".

И зимой красиво в Мильково. Улица Поротова, небольшая и уютная, запела морозным хрустом у нас под ногами. Попыхивали дымком деревенские домики за заборами. Снег отливал непривычной для горожан белизной. Деревья припушились инеем. Розовые сопки на горизонте. Застывшая речка. И несуетные лица старожилов. Над всем витала душа поэта. Все было знакомо по его повествованиям, по пронзительным поэтическим строчкам: "Травинки трепет в моей груди, в гранитные храмы мой путь бесконечный. Горные цепи, цепи мои, прикован я вами к Камчатке навечно". И когда мы чаевали в доме Поротовых, угощаясь любимым Гошиным рыбным пирогом, и грустили вместе с его матерью, восьмидесятилетней Надеждой Андреевной, многочисленной мильковской родней, женой, дочерью Любой, зятем, внучкой, приехавшими из областного центра, как-то все не верилось в потерю. Казалось, сейчас откроется дверь, войдет с рыбалки речка-то рядом — и загремит с порога: "Чем грустить, горевать, лучше петь да плясать, бакию, бакию..."

Но остались его книги, земляки-мильковчане, коренные камчадалы, из которых он сам. Поротов их трогательно любил, для них в первую очередь и писал. Как сказал на встрече писатель Николай Санеев: "Эти люди и являются тем родником, который питал писателя. И мы приехали поклониться этой благодатной земле, которая взрастила его творчество. Мы приехали поклониться его землякам, его матери".

Мильковчане встретили участников Поротовских чтений хлебом-солью. И в приветственных словах первого секретаря Мильковского райкома партии Татьяны Николаевны Гиренко чувствовалась дань уважения самобытному таланту, желание сделать три дня чтений праздничными и незабываемыми.

Вечерами зал Дома культуры был если не переполнен, то многолюден. Кроме того, днем участники чтений побывали в трудовых коллективах: у геологов, механизаторов, бытовиков, школьников, библиотекарей...

С душой подошли партийные, советские руководители, культработники Мильковского района к организации праздника. Личное участие секретарей райкома партии Т. Н. Гиренко и А. И. Стукалова, заведующего отделом пропаганды и агитации А. А. Борисенко придало Поротовским чтениям особую значимость.

Идею организации Поротовских чтений высказала ответственный секретарь областного общества книголюбов Л. В. Жукова. Идею поддержала Камчатская писательская организация. Поротовские чтения родились после первой годовщины со дня кончины писателя, и это придавало им "мемориальный" характер, вносило глубоко индивидуальное в новое начинание.

На Камчатке уже утвердились как научно-познавательные Крашенинниковские чтения, завоевавшие себе почитателей. Рождение чтений в память первого корякского писателя Кецая Кеккетына, вероятно, возвещает о широком внимании к исследованию и пропаганде языков северных народностей, разрешению проблем, связанных с этим, — более широкому изданию литературы на языках северян, вопросам перевода.

Чтения в честь писателя-современника должны быть в значительной мере пропагандистом его творчества, тем более что оно не так уж широко известно молодому поколению камчатцев. Еще глубоко не изучено критиками. Немалое осталось и в рукописях, в том числе роман "Камчадалы". Вероятно, писательской организации стоит создать комиссию по наследию писателя и издать все его произведения, профессионально дооформить экспозицию рабочего кабинета, воссозданную в Мильковском музее.

Эта "мемориальная" линия в прошедших чтениях была наполнена живыми рассказами друзей. Е. Сигарев был свидетелем рождения после ночной рыбалки стихотворения "Живу, словно в сказке чудесной... Здесь каждая сопка — легенда, а в реках — живая вода..." Побывав в мастерской художника В. Тришкина, Поротов посвятил ему и его отцу-фронтовику стихотворение "Полевые цветы". В память об этом В. Тришкин привез в Мильково выставку этюдов из тех уголков Камчатки, которые были дороги и поэту. Как истинного камчадала, Поротова отличало неистощимое чувство юмора. Он ценил его у других, им были наполнены его произведения. Об этом напомнил на вечере директор Мильковского музея М. Угрин.

Тепло встретили мильковчане писателя Владимира Коянто. Если стоит дорожить каким-либо богатством, то прежде всего дружбой, основанной на духовном родстве. Такая дружба связывала Коянто с Поротовым. Начало было в пятьдесят девятом году, когда Георгий собрал в Палане самодеятельные таланты Севера и вместе с Т. П. Лукашкиной поставил первые сценические танцы, которые затем увидела Москва. Тогда родились и первые песни, стихи, прославившие имя Поротова, совместные с Коянто книги путешествий по тундре: "Песни Алнея", "Дарю тебе песню", "В стране Кутхи".

В творческий портрет писателя внесла свои штрихи библиограф областной библиотеки имени С. П. Крашенинникова Т. Г. Куркан. Она открывала книги Г. Поротова, которые любимы читателем: поэтические сборники "Ое", "Акиках, Ачичух, Абабах", "Песни страны Уйкоаль", "Камчатский мотив", "Ветер жизни", пьесы "Корел", роман "На околице Руси", и, анализируя их, напоминала самые поэтические места.

Неожиданно в ходе вечера-открытия прозвучали позывные радиостанции "Юность", и те, кто не слышал передачи по Всесоюзному радио "Певец страны Уйкоаль", посвященной Поротову, познакомились с ее фрагментами, с ее автором, режиссером Камчатского телевидения Е. Егоровым, другом писателя, влюбленным в его творчество. А в фойе Дома культуры фотовыставка преподавателя музыкального училища В. Кравченко представила своеобразную страницу из летописи жизни писателя, культурной жизни Камчатки. Эта выставка была подарена Мильковскому музею.

В воспоминаниях Юрия Манухина прозвучала мысль об импульсе вдохновения, который дает творчество Поротова. Литературная программа чтений строилась именно на этом "излучении вдохновения". Автору этих строк хотелось донести в своем выступлении перед мильковчанами мысль о том, что сам Поротов принял эстафету из рук писателей-северян, первых студентов Ленинградского института народов Севера, тонких знатоков фольклора, внесших неоценимый вклад в развитие литературы своих народностей. Поротов с достоинством пронес эту эстафету как литератор и ученый-этнограф, историк, музыкант, артист. Хотелось показать силу его литературных биотоков, которые были настолько обширны, что сегодня можно говорить о его влиянии на многих литераторов Севера страны.

Были названы имена творческих земляков, кто был связан с Поротовым духовной, человеческой дружбой, кому он помог, у кого сам учился: ученый-языковед М. И. Попов, ительменские литератор и сказительница Н. Суздалова и Т. Е. Гуторова, корякский писатель и художник К. Килпалин, молодые литераторы Н. Шмагин, И. Жуков, Б. Жирков, П. Юшин...

На литературном вечере выступили писатель Б. Агеев, поэт Ю. Дружинин, члены литобъединений Е. Лабзова, А. Москаев.

Истоки популярности нашего земляка-писателя в том, что он вобрал в художественную канву своих произведений самое лучшее из ительменского, корякского, камчадальского фольклора, был переполнен музыкой, играл на многих инструментах, пел, танцевал. Эту фольклорную линию его творчества проиллюстрировали танцоры ансамбля "Уйкоаль" музыкального училища под руководством С. Кевевтегина. Ительменские танцы "Приглашение", "Ленаты счастья", хореографическая сценка "На уху" словно перекликались с теми, в которых танцевал молодой Поротов. В будущем на такие Поротовские праздники, а они, несомненно, найдут продолжение, должны откликнуться и другие самодеятельные таланты Севера: танцоры, сказочники, певцы, "классики". Например, на вечере прозвучали вокальные пьесы на стихи Поротова "Камчатские горы", "Опять кочевая палатка", "Я камчадал закоренелый" в авторском исполнении музыканта В. Киселева и солиста В. Феофилактова.

Поистине прекрасный подарок приготовил сельчанам областной краеведческий музей, выставив в местном музее уникальную экспозицию произведений самобытных художников, народных мастериц. Искусствовед М. И. Белова, более двадцати лет посвятившая пропаганде творчества северян, и народная мастерица из Оссоры, член Союза художников СССР А. И. Попова были гидами по этой выставке.

...Зал Килпалина. Двадцать четыре живописные и графические работы. В том числе портреты Поротова, Коянто, автопортрет, картины "На батах", "Сокжой пойман", "Ильяча"... Среди них и последняя акварель портрет оленевода Олелей. Она написана уже после роковой встречи художника с медведем. Из этой схватки Килпалин вышел инвалидом, однако он писал Поротову: "Я еще пригожусь в жизни. Хоть с одним глазом, но буду полезен землякам".

Выставка напомнила о своеобразии работ талантливых самоучек Ф. Кевхея, Б. Корнилова, И. Коркина, художников-северян В. Запороцкого, А. Почекутова. Представила большую серию картин известного художника, друга и земляка Поротова А. Винокурова. В экспозицию вошли самые лучшие его работы: "Каюр", "Охотник", "Весна", "На батах", портреты И. Жукова, Т. П. Лукашкиной...

И наконец зал, путешествуя по которому захотелось запеть под бубен прекрасную родовую песню. Такую, какую пела в ансамбле "Уйкоаль" Лидия Чечулина из Ильпыря. Такое возвышенное настроение создают своим искусством мастера меховых изделий, украшенных уникальной мозаикой из кусочков оленьего меха. Мозаика, древний секрет которой в традициях, в таланте и фантазии нынешних мастериц — на коврах, кухлянках, малахаях, торбасах, нашла воплощение в инкрустации керамических изделий мильковчанки 3. Машихиной.

На чтениях были выставлены детские рисунки учащихся Мильковской художественной школы под руководством А. Чуся. Описание этих ярких, непосредственных, жизнерадостных работ обычно тускнее, чем сами работы. Однако подчеркну, что этот лукавый народец хорошо чувствует юмор. Из произведений Поротова были выбраны самые забавные сюжеты. Вот и улыбаешься и колоритному Кутхе верхом на чавыче, и Ое, поймавшему воришку... медведя, тому, как наш герой притворился мертвым, увидев хозяина тундры... На встрече с талантливой детворой художник В. Тришкин посоветовал мильковчанам организовать в селе картинную школьную галерею по примеру пахачинцев.

Георгий Поротов так трогательно любил детей, заботился о своих дочерях, внучке. И мильковские ребята не были обделены на Поротовских чтениях. Районная газета посвятила им не опубликованные ранее зарисовки писателя о зверьках. Мильковские, пущинские, шаромские дети посмотрели спектакли по поротовским пьесам — "Потерянный праздник", "Корел" в исполнении артистов облдрамтеатра и кукольников Татьяны Петровны и Геннадия Петровича Корсаковых.

...Шагая по дорогам жизни, Георгий Поротов сохранил в своем творчестве трепет травинки прекрасной камчатской земли.

 

2001.

 

Публикуется по книге Е. В. Гропянова "Писатели Камчатки (Союз писателей России)"
(Петропавловск-Камчатский, — 2005).