Меньшиков В. И. История включения Камчатки в Список Всемирного Природного и Культурного Наследия
В 1972 г. в Соединенных Штатах Америки праздновался 100-летний юбилей первого в мире природного парка — Йеллоустонского. В честь этого события проходила международная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), на которой была принята Конвенция о необходимости защиты уникальных творений природы и человека на Земле. Был создан Комитет Всемирного наследия, который начал составлять Список объектов природы и культуры, обладающих всемирной ценностью по критериям, установленным Конвенцией.
Йеллоустонский парк занял почетное первое место в этом списке. Потом в него были внесены Египетские пирамиды, Тадж-Махал в Агре, Московский Кремль и Красная площадь, Великий каньон, Вулканы Гавайских островов, Галапагосские острова и другие объекты. В 1997 г. в Списке было 506 объектов, из них 107 относились к природным территориям. И если Список культурных ценностей может постоянно пополняться, то неучтенных природных объектов на Земле почти не осталось. Их можно найти только в таких отдаленных местах, как Камчатка.
Следует отметить, что желание видеть Камчатку в Списке Всемирного Наследия появилось давно. В восьмидесятые годы среди камчатских ученых и природоохранников такие предложения высказывались довольно часто, но до практической реализации этой идеи дело не дошло. В начале 90-х годов была предпринята попытка подготовить материалы по Кроноцкому заповеднику и предложить их ЮНЕСКО. Решение об этом принял ученый совет заповедника. Но то ли опыта тогда не хватило, то ли предпринятых усилий оказалось недостаточно, но опять же дело до конца не довели.
В июле 1995 г. в Камчатский областной комитет по охране природы прибыла делегация немецких ученых в составе Томаса Зукофа, Юджина Линдена, Хельмута и Хельги Мюллер. Никаких предварительных согласований по программе их пребывания на Камчатке не было, так что приезд немецких коллег оказался неожиданным. Оказывается, ЮНЕСКО с согласия Правительства Российской Федерации направила группы экспертов в пять регионов России для изучения их природных территорий и для подготовки документов по включению наиболее интересных объектов в Список Всемирного Наследия. Регионы были выбраны по предложению общественной организации ГРИНПИС России. Немецким ученым поручили отработать Камчатку. В Москве они выбрали в качестве российского эксперта — Сергея Валентиновича Николаева, который прекрасно знает наш полуостров и написал несколько работ по охраняемым природным территориям Камчатки, получивших широкую известность. От лица ГРИНПИС делегацию сопровождал Сергей Соловьев.
Преодолев первое замешательство от неожиданного появления гостей, председатель Камчатоблкомприроды Владимир Александрович Санталов оценил исключительную важность события и развернул бурную деятельность. Оперативно были созданы две рабочие комиссии: одна — по подготовке перечня природных объектов и обоснований к ним во главе с Н. С. Карпухиным и другая — отборочная — во главе с В. А. Санталовым. Осмотр территорий, сбор документов, подготовка обоснований осуществлялись одновременно. Обсуждения проходили в кабинете В. А. Санталова по несколько часов ежедневно.
Основная нагрузка по работе с немецкими экспертами выпала на долю С. В. Николаева, Е. Г. Лобкова, Н. В. Казакова, С. А. Соловьева и В. И. Меньшикова. В сборе и подготовке материалов и обоснований активно работала О. А. Чернягина. Все работали с необычайным энтузиазмом. За несколько дней (а порой и ночей) был проанализирован большой объем информации, проштудированы десятки научных публикаций, разработаны рекомендации в соответствии с общепринятой для таких документов схемой (а это десятки страниц текста). Е. Г. Лобков подготовил пакет документов по трем объектам: Кроноцкому заповеднику, Южно-Камчатскому зоологическому заказнику, Южно-Камчатскому природному парку; Н. В. Казаков обосновал предложения по Быстринскому природному парку, а О. А. Чернягина — по Налычевскому. Потом к ним добавили еще и Юго-Западный тундровый заказник.
Немецкая делегация, нагрузившись материалами, убыла в Германию. А мы стали ждать. И вдруг в конце сентября 1995 г. звонит из Москвы С. В. Николаев и буквально кричит: "Караул, все пропало!" Оказывается, немецкие коллеги перевели тексты на немецкий язык, потом на английский и прислали ему для проверки. Но после двойного перевода тексты стали совсем иными, как бы генерализованными по содержанию, так что камчатские особенности, уникальность природы региона, на которую так старались обратить внимание авторы, почти исчезла. И здесь надо отдать должное С. В. Николаеву. Он в кратчайший срок совместно с российским ГРИНПИСом нашел опытных переводчиков, перевел тексты заново и успел вовремя отправить их в ЮНЕСКО.
В ноябре 1995 г. на очередной сессии ЮНЕСКО в Париже все российские территории успешно преодолели предварительное рассмотрение и были переведены в этап проверки.
В августе 1996 г. на Камчатку прилетел Джим Торсел, старший эксперт Комитета по Всемирному Наследию ЮНЕСКО. От ГРИНПИСа России его сопровождал Иван Блоков. Снова были осмотрены все территории, и Д. Торсел отклонил только Юго-Западный тундровый заказник, так как он никак не вписывался в общую номинацию "Вулканы Камчатки". Зато он попросил нас как можно быстрее подготовить материалы по Ключевской группе вулканов. Во время осмотра всех объектов он не выражал своих эмоций, и мы даже начали бояться, что Камчатка ему не понравилась. Но перед отъездом он все же "раскололся" и сказал, что из всех российских объектов он лично будет поддерживать два: Камчатку и Байкал. Губернатору Камчатки Владимиру Афанасьевичу Бирюкову на заключительной встрече Д. Торсел подарил прекрасно изданную книгу со Списком Всемирного Наследия и сказал, что в следующем издании этой книги Камчатка несомненно найдет свое место.
6 декабря 1996 г. в городе Мерида (Мексика) на 20-й ежегодной сессии Комитета по Всемирному Наследию ЮНЕСКО Байкал и Камчатка были удостоены самого высокого признания и внесены в Список Всемирного Природного и Культурного Наследия. В номинацию "Вулканы Камчатки" окончательно вошли: Кроноцкий биосферный государственный заповедник, Южно-Камчатский заказник федерального подчинения и природные парки — "Южно-Камчатский", "Налычево" и "Быстринский".
Российская Федерация, подписавшая в составе 136 государств мира Конвенцию по защите Всемирного Наследия, обязана защищать и беречь свои территории, включенные в этот престижный Список.
Предлагаем читателям совершить путешествие по страницам книги, написанной известным ученым-орнитологом, непосредственным участником тех памятных событий кандидатом биологических наук Евгением Георгиевичем Лобковым (речь о книге: Лобков Е. Г. Камчатка: объекты Всемирного Природного Наследия. — М.: Логата, 1999. — 152 с.: ил. — Ред. сайта), и поближе познакомиться с территориями, вошедшими в номинацию "Вулканы Камчатки".
В. И. Меньшиков, директор дирекции
природных парков при администрации
Камчатской области,
руководитель Общественного экологического
фонда защиты Камчатки.
Публикуется по предисловию к книге
Е. Г. Лобкова "Камчатка: объекты Всемирного Природного Наследия"
(М., 1999).