Пустовит Валентин. Трагедия 7 февраля 1969 года. Снежный ураган над Юго-Восточной Камчаткой
"Для проведения работ по ликвидации последствий стихийного бедствия в Камчатской области выделить дополнительно в 1969 году в распоряжение Совета Министров РСФСР для Камчатского облисполкома оборудование, машины и материалы согласно приложению.
Министерствам и ведомствам СССР оказать необходимую помощь подведомственным предприятиям, расположенным в Камчатской области и пострадавшим от стихийного бедствия, используя для этой цели имеющиеся в их распоряжении материальные ресурсы".
Такое распоряжение за подписью председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина поступило в канцелярию Камчатского обкома КПСС 14 марта 1969 года.
За неделю до этого обком получил из Совмина РСФСР аналогичный документ, в котором, в частности, говорилось: "Разрешить Камчатскому облисполкому израсходовать дополнительно в 1969 г. на жилищное и дорожное строительство 1,5 млн рублей... Выделить дополнительно... из резервного фонда Совета Министров РСФСР 700 тысяч рублей... Разрешить Камчатскому облисполкому оказывать, в отдельных случаях, единовременную денежную помощь пострадавшим от стихийного бедствия гражданам в размере 300 рублей на одну семью".
Что же произошло? Какое такое стихийное бедствие обрушилось на Камчатку, что на его ликвидацию потребовалось привлечь немалые по тем временам средства?
Не всякий старожил Петропавловска сразу ответит на этот вопрос. За исключением тех, кого так или иначе коснулась трагедия.
Официальное письмо, направленное руководителями Камчатской области в ЦК КПСС и Совет Министров СССР спустя десять дней после трагедии, содержало подробную информацию о ее причинах и последствиях:
"В районах Камчатской области, и особенно в городе Петропавловске, вследствие смещения глубокого циклона с районов Японии с 6 на 7 февраля 1969 года возник ураганный ветер с интенсивным снегопадом. По юго-восточному побережью Камчатки ураган прошел с силой ветра более 45 метров, а по северо-востоку — более 35 метров в секунду. Только в течение одних суток в городе выпало осадков 73 мм, или 101,4 % к среднемесячной норме.
Ураганом и снежными лавинами, сошедшими с крутых склонов сопок Мишенной и Петровской, было разрушено полностью 19 жилых одно-двухквартирных домов и частично повреждено 1469. В результате этой катастрофы погибло 16 человек и 12 человек доставлены в больницу с телесными повреждениями.
В городе и многих населенных пунктах области было приостановлено движение автомобильного транспорта, нарушена телефонная и телеграфная связь, повреждены электрические сети высокого и низкого напряжения протяженностью 31 километр, оборвано 870 домовых вводов, сгорела низковольтная трансформаторная подстанция и распределительное устройство. В 267 производственных и сельскохозяйственных объектах и 121 здании культурно-бытового, торгового и коммунального назначения полностью или частично повреждены кровля и остекление, нарушено отопление, водоснабжение и электроснабжение.
По предварительным подсчетам народному хозяйству области нанесен ущерб в сумме 6600 тысяч рублей".
Далее в письме сообщалось: к ликвидации последствий происшедшего привлечено население города Петропавловска, воинские подразделения.
Эти люди (а тем более пострадавшие, лишившиеся родных и близких) вряд ли забыли все, что им довелось тогда пережить.
По завершении спасательных работ 10 февраля начальник УВД Камчатского облисполкома С. Шевченко докладывал в обком КПСС:
"...Снесено и разрушено десять одноэтажных жилых домов. На улицах Уральской дома № 16, 18; Декабристов дома № 45, 47, 48, 50, 52, 54 и Набережной № 82, 84.
В этих домах проживало 36 человек, из них 5 человек дома не находились.
Из-под обломков домов и снега извлечены 15 трупов и один пострадавший (Лукашов Анатолий Иванович) — умер в больнице. Находятся на излечении 12 человек. Из числа погибших детей до 16-летнего возраста — 4, на излечении в больнице находятся четверо детей.
Кроме того, в результате стихийного бедствия повреждено три жилых дома, которые для эксплуатации не пригодны (ул. Байкальская, дома № 11, 13 и Невельского, дом № 56). В указанных домах проживало семь семей, состоящие из 17 человек. Всего в результате снежных обвалов осталось без крова 18 семей, в составе 37 человек, в том числе 6 человек одиночек.
Оставшиеся в результате стихийного бедствия без крова работают в организациях Облрыбакколхозсоюз, Облрыболовсоюз, транспортная контора связи, Сельхозтехника, морпорт, молокозавод, мясокомбинат и Камчатрыбстрой".
Предполагаемая площадь распространения лавины,
сошедшей с Мишенной сопки 7 февраля 1969 года
Помнится, в 1969 году, особенно сразу же после происшедшего, по городу было много разговоров и слухов (вплоть до шальной учебной ракеты с подводной лодки, угодившей в Мишенную сопку и ставшей причиной снежного обвала). Жившие в районе Комсомольской площади долго говорили о деревянном доме, что стоял на склоне сопки над Култушным озером: его раздавило вместе со студенткой, которая приехала с материка на зимние каникулы домой, к родителям. Дочь погибла. Родители угодили в больницу с переломами, ушибами и ссадинами.
Очевидцы рассказывали о "гэтээсках", привозивших в морг трупы из Сероглазки.
Больше всего жертв было на улице Декабристов. В доме № 54 погибли шесть человек, среди них четырехмесячный мальчик вместе с отцом и бабушкой (мама находилась в это время на работе).
Самое страшное произошло в доме № 16 по улице Уральской. Женщина потеряла в одночасье всю свою семью: мужа и двоих детей — студента первого курса рыбопромышленного техникума и первоклассника.
Братья — молодые парни, по случайности не ночевавшие дома (улица Декабристов, 48), лишились матери, отец попал в больницу с диагнозом: сдавливание мягких тканей, обморожение...
Трагедия 7 февраля не нашла должного отражения в местной прессе.
На следующий день, в субботу 8-го числа, "Камчатская правда" поместила два материала о непогоде — маленькую заметку "От редакции" и фоторепортаж "Снежный ураган над городом". В первом констатировалось, что "над городом разыгралась пурга, и снежная лавина замела дороги", во втором значилось: "С 6 по 7 февраля выпало 55 мм снега в Петропавловске. ...Пострадали несколько деревянных домиков. Погибло несколько человек".
В "Камчатском комсомольце" не было ни слова о жертвах. Молодежная газета писала: "...Стоило уняться стихии, как люди вышли на улицы заметать ее следы".
Валентин Пустовит,
директор Центра документации новейшей истории.
Публикуется по краеведческому журналу "Неизвестная Камчатка"
(Петропавловск-Камчатский, 1998. — № 1).
Иллюстрации добавлены авторами сайта.