Мирская Слава Моносовна (биография)
Мирская Слава Моносовна [1.02.1921, Одесса — 7.12.2003, Москва] — театровед, музыковед, заместитель начальника областного управления культуры, ответственный секретарь Камчатского отделения ВТО.
Родилась в Одессе. Мать — врач, отец — специалист деревообрабатывающей промышленности. Через два года семья переехала в Белоруссию.
С. Мирская окончила в Минске среднюю школу, музыкальную школу, музыкальный техникум по классу фортепиано (1934–1938). В 1938 году поступила на историко-филологический факультет Минского университета. По окончании 1-го курса уехала в Москву, где поступила на театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС).
В 1941 году С. М. Мирская работала на строительстве оборонительных сооружений под Москвой, санитаркой в госпитале. Вместе с институтом была эвакуирована в Саратов. Окончила ГИТИС в 1946 году по специальности "История и теория театра". Получила направление на работу заместителем министра культуры Белоруссии, но не поехала по распределению по семейным обстоятельствам (муж в армии, маленький ребенок). Поэтому диплом получила только через 3 года. А пока работала в Главкинопрокате — переводчиком титров трофейных кинофильмов, в Центральном доме железнодорожников — методистом художественной самодеятельности, в детской музыкальной школе в Люберцах — преподавателем фортепиано.
В ноябре 1949 года С. М. Мирская переехала в Хабаровск. Там с 1950 по 1961 год работала старшим инспектором по делам искусств краевого управления культуры. Писала рецензии на спектакли в газету "Тихоокеанская звезда". Параллельно с основной работой готовила и вела лекции-концерты в музыкальном лектории Хабаровской краевой филармонии. С 1961 по 1964 год — директор Хабаровского краевого театра юного зрителя. Как лектор-искусствовед объехала многие районы Хабаровского края.
В 1965 году С. М. Мирская переехала на Камчатку и в январе 1966 года была назначена заместителем начальника Камчатского областного управления культуры (в этой должности проработала до 16 ноября 1977 года).
Из всех руководителей областного управления культуры, работавших в разные годы на Камчатке, Слава Моносовна Мирская была, несомненно, наиболее яркой и глубоко просвещенной личностью. Блистательный ум, сильный характер, завидное образование и неподдельная преданность искусству позволили ей стать тем безоговорочным лидером деятелей камчатской культуры, чье влияние и сегодня, спустя много лет, приносит свои плоды.
При С. М. Мирской наибольшего расцвета достиг Камчатский драматический театр. Именно она пригласила в Петропавловск талантливого режиссера Григория Жезмера, молодого актера Владимира Стеклова, ставшего позднее знаменитостью. С участием С. М. Мирской рождались в Петропавловске Камчатская хоровая капелла, Камчатский камерный и Камчатский симфонический оркестры, а в музыкальном училище появились музыканты, чьи имена стали гордостью Камчатки. С активным участием С. М. Мирской в начале 1970-х создавался творческий союз художников на Камчатке. И, безусловно, помнят в "Мэнго", в других национальных и русских творческих коллективах, как зарождались областные фестивали, творческие конкурсы, как вместе с С. М. Мирской артисты, музыканты, художники ездили-летали по районам Камчатской области и Корякского автономного округа, как не на плакате, а на деле "несли культуру в массы".
Официально С. М. Мирская всегда значилась на втором плане — в качестве "заместителя начальника". Но творческие люди знали, кто именно способен услышать, понять и — решить вопросы. Шли к Мирской. Она — к своему начальнику, в обкомовские кабинеты... Считались с ней везде. Хотя она могла быть "избыточно" настойчивой, имела "дерзновенность" спорить с высшими чинами.
Последние годы жизни на Камчатке (1978–1984) Слава Моносовна посвятила театру, став ответственным секретарем Всероссийского театрального общества.
В 1984 году С. М. Мирская переехала в Москву. И до тяжелой болезни 1990 года работала хранителем фондов и смотрителем в Государственном литературном музее А. С. Пушкина.
На всех этапах жизни С. М. Мирскую отличали полная самоотдача в любом деле, отсутствие тщеславия и каких бы то ни было амбиций. Ради пользы дела Слава Моносовна никогда не считалась ни со временем, ни с материальными затратами, ни с интересами семьи. Работа всегда была на первом месте. И хотя не раз убеждалась, что инициатива наказуема, С. М. Мирская никогда не могла оставаться равнодушной, исполнять свои обязанности "от и до". Даже в поздние годы своей жизни, работая смотрителем в музее Пушкина, Слава Моносовна не сидела, скучая на стуле, как другие бабушки, а подробно рассказывала обо всех экспонатах, читала посетителям стихи.
Ее энергию, здоровье подкосила трагическая гибель внука. Последние годы жизни Слава Моносовна не работала, часто болела. 7 декабря 2003 года, не дожив двух месяцев до 83 лет, Слава Моносовна Мирская завершила свой земной путь…
Она гордилась культурой Камчатки. Она делала все, чтобы люди талантливые были отмечены за свои заслуги. Ее же "ласки" государства обходили стороной. Она не стала "заслуженной". Ей никогда не предлагали стать начальником управления культуры, хотя лучшей кандидатуры — и это понимали все — трудно было найти. За свою блистательную многолетнюю деятельность С. М. Мирская была удостоена всего лишь медалью "Знак Почета" (1976) и значком Министерства культуры РСФСР "За отличную работу" (1977)... Совершенно очевидно: неоценимый вклад Славы Моносовны Мирской в расцвет камчатской культуры еще предстоит по-настоящему осмыслить.
В. Т. Кравченко.
Материал подготовлен в 2006 году
для будущей энциклопедии "Культура Камчатки".