Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

Ковалев Артур Викторович (биография)

Ковалев Артур Викторович

Ковалев Артур Викторович [26.08.1973, г. Красный Сулин Ростовской области] — художник, реставратор, копиист.

В декабре 1973 года вместе с родителями будущий художник переехал на Камчатку в с. Тигиль, а затем в с. Тиличики Олюторского района (1974). В 1980 году вместе с родителями возвратился в г. Красный Сулин Ростовской области, где проживал до 1988 года.

С 1980 года по 1988 год А. Ковалев занимался в художественной студии Дворца культуры энергетиков, которой руководил выпускник Ростовской студии имени Грекова Александр Григорьевич Ходаков — первый и единственный учитель Артура. Уже в 1984 году А. Ковалев принимал участие во Всемирной художественной выставке детского творчества в г. София, Болгария.

Осенью 1980 года вместе родителями вернулся на Камчатку (город Петропавловск-Камчатский). Продолжил самостоятельно заниматься художественным образованием и обучением в общеобразовательной школе. С 1989 года по 1991 год работал художником-косторезом в сувенирном цехе Петропавловского государственного промыслового хозяйства, совмещая работу с учебой в вечерней школе рабочей молодежи.

Много путешествуя по Камчатке, Артур всегда стремился к открытию уникальных природных явлений, к самопознанию через преодоление реальных трудностей. Любимая Камчатка и Командоры — острова "ветров и туманов", "вечной осени", "таинственной печали" — остались запечатленными кистью и пером в путевых заметках, этюдах и пейзажах, в его интересных фотоочерках, опубликованных в ряде журналов ("Вокруг света", "Московский журнал", "Северные просторы").

В 1992 году Артур поступил в Московский художественный колледж. А в 1993 году стал студентом Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества (кафедра реставрации и живописи), ректором которой является Илья Сергеевич Глазунов. В 1999 году А. Ковалев успешно окончил академию, ему присуждена квалификация художника-реставратора станковой темперной живописи по специальности "Живопись" (дипломная работа: реставрация икон).

В 1993 году А. Ковалев был участником Всероссийской выставки декоративно-прикладного искусства, проводимой Министерством культуры (Москва). Представленные две гравюры на клыке моржа были отмечены как не имеющие аналогов в мире по технике исполнения.

В 1994 году А. Ковалев участвовал впервой выставке Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, организованной Министерством культуры и Правительством Москвы, проходившей в Манеже. По итогам выставки часть работ учеников И. Глазунова, в том числе и пейзаж Артура Ковалева, пополнили музей Российской академии. В 1995 году Артур был принят в члены Всемирной ассоциации художников под эгидой ЮНЕСКО.

Увлекается философией, чтением старинных книг (XVIII–XIX веков) в оригинале, собирает коллекцию редких изданий. Кроме того, занимается компьютерной музыкой, графикой, фотографией.

В 1998 году состоялась первая персональная выставка Артура Ковалева в Петропавловске-Камчатском, на которой были представлены более пятидесяти произведений живописи, а также несколько гравюрных работ, выполненных по моржовому клыку.

По итогам выставки критика отмечала:

"На этой выставке Артура Ковалева была достаточно полно представлена портретная живопись, в которой волнует стремление художника постичь душу человека. Внимательное отношение к детали, костюму и фону говорит об умении неспешно и тщательно прорабатывать композицию. Иная такая работа требует нескольких лет жизни. Когда смотришь на полотно “Рождество Христово”, то невольно впитываешь величайшую земную мудрость. А когда с повышенным интересом замечаешь тонкий отблеск стекла или старинный бархат из сундуков знаменитого Паоло Веронезе, то это и есть образцы “чистого” натюрморта.

“Портрет кабальеро” (копия с испанского художника Эль Греко) переносит в атмосферу сдержанных эмоций, благородства и рыцарства. Стоит подойти к “Портрету францисканского монаха” (копия с фламандского художника Рубенса), как почувствуется напряженная энергия минимума красок и предельно насыщенный характер. Автор в копии как бы повторяет путь художника — от грунта до красочного слоя, постигая совершенство оригинала. В портретном жанре А. Ковалеву близок “золотой век” российской живописи XVIII века — 1-й половины XIX века — это виртуозные кисти Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова.

Духовную жизнь эпохи просвещения выражают репрезентативные портреты Мусина-Пушкина (копия с художника О. Кипренского) и князя С. Голицына (копия с художника Д. Ортолани).

Среди живописных полотен почетное место занимают портреты исторических личностей, созданных для портретной галереи “Скрижали Камчатки”, — портреты Г. И. Лангсдорфа, И. Ф. Крузенштерна, Ф. Рябушинского и, кроме того, прекрасные портреты современников Т. Г. Сорокиной и А. Б. Савчина, подчеркивающие душевное благородство человеческой натуры…"

В 1999 году Артур получил официальное приглашение от посла Республики Сингапур в Российской Федерации господина Марка Хонг Тат Сун посетить Сингапур с выставкой своих работ. В 2000 году в течение полугода Артур находился в Петропавловске-Камчатском и был занят подготовкой к проведению выставки. Однако в последний момент его подвел "новый русский" меценат, который обещал Артуру финансовую поддержку по организации выставки, но за день до вылета отказался от своих обязательств.

В 2002 году состоялись вторая персональная выставка А. В. Ковалева в Камчатском выставочном центре (город Петропавловск-Камчатский) и персональная выставка в городе Елизово Камчатской области. Были представлены камчатские и ямало-ненецкие пейзажи, портреты современников, исторических личностей (меценат Ф. П. Рябушинский, исследователь Камчатки и Бразилии Георг Генрих Лангсдорф, мореплаватель И. Ф. Крузенштерн, исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев), а также копии живописных работ Рубенса, Эль Греко, Кипренского, Иогана Риделя. Выставки показали, что любовь Артура Ковалева к традициям русской академической школы, безоговорочное преклонение перед искусством мастеров живописи XVIII–XIX веков и сознательная отстраненность от художественных течений последнего столетия определяют стиль мыслей и творческих поисков талантливого камчатского живописца.

В течение 2001–2002 годов по предложению Евгения Ивановича Атласова — прямого потомка Владимира Атласова, присоединившего Камчатку к России, Артур принимал активное участие в создании документального фильма "Камчатский Ермак" в качестве художника этого фильма. В 2005 году фильм "Камчатский Ермак" дважды демонстрировался по Камчатскому телевидению, а также на канале "Культура".

Артур Ковалев много путешествует как по России, так и за рубежом. Но постоянно посещает Камчатку:

"Я приезжаю на Камчатку набираться энергии, ну и работаю тоже. Если бы здесь, на Камчатке, у меня была реальная возможность работать (в плане финансовой поддержки), я бы никуда не уезжал вообще" (из интервью 2001 года).

С 2002 года А. В. Ковалев живет в столице Португалии (город Лиссабон), где организовал несколько персональных выставок, принимает участие в конкурсах, включен в каталог лучших художников Португалии. Работы камчатского художника отмечены дипломами и помещены в самых престижных учреждениях этой страны. Кроме того, работы Артура Ковалева можно встретить в Испании, Италии, Дании, Норвегии, Германии, Франции, США, Канаде, Японии, Уругвае, Сингапуре, Новой Зеландии и других странах мира.

 

В. Т. Кравченко.
Материал подготовлен в 2006 году
для будущей энциклопедии "Культура Камчатки".